Уроки США: как заработать на афганском горе

Среди всех стран Центральной и Южной Азии в Афганистане фиксируется наибольшее количество зараженных коронавирусом – свыше 36 тысяч человек. И это лишь статистика, которую ведет официальный Кабул, а значит, что инфекция поразила намного больше людей. Нет, это не конспирологическая теория. Радикальное движение Талибан (запрещенная в РФ террористическая организация), которое контролирует 70% территории ИРА, не только не занимается подобными подсчетами, но и не разрешает делать это представителям правительства.

От бедности в Афганистане страдает около 50% населения, причем 58% из них– несовершеннолетние. Это самый высокий показатель в регионе. Также лишь 60% афганцев имеют доступ к услугам здравоохранения, что определяет высокую смертность в республике: средняя продолжительность жизни в ИРА составляет 45 лет, при этом средний возраст граждан – 17 лет, то есть народ Афганистана выживает лишь за счет высокой рождаемости.

На афганской земле процветает наркомания и наркоторговля, так как в республике производится более 90% мирового экспорта героина: в 2013 году страна вышла на первое место в мире по потреблению наркотика. Основная часть населения проживает в сельской местности под контролем талибов и занимается производством опиума. Известно, что многих фермеров талибы заставляют вместо хлеба выращивать мак и другие растения, содержащие опиоиды. Как следствие, наркотики в республике очень доступны, что приводит к росту их потребления: из 36 миллионов жителей ИРА больше миллиона зависимы от героина, и по словам их словам, достать дозу в Афганистане не сложнее, чем кусок того же хлеба.

Исключая сложную эпидемиологическую обстановку, подобное положение в ИРА не является новостью. Жители республики последние двадцать лет находятся в условиях постоянного выживания. Причиной тому является непрекращающаяся война.

Насколько все серьезно

На территории Афганистана вооруженные конфликты не утихают с 1990-х годов. Почвой для них служит, с одной стороны, религиозная нетерпимость радикальных исламистов к другим конфессиям и ветвям ислама. Это проблема внутриполитического и идеологического характера, и она влечет за собой постоянную социальную напряженность в регионе. Вооруженные группировки, такие как Талибан, ИГИЛ, Аль-Каида (террористические группировки, запрещены на территории РФ) и многие другие сталкиваются между собой за владение небольшими территориями, которые необходимы для контроля местного населения и продвижения определенных взглядов, в том числе идей мирового халифата.

С другой стороны, обстановка накаляется из-за внешнего вмешательство западных государств в дела республики. Может показаться, что оно вытекает из первого, но это не так. Дело в том, что Афганистан имеет выгодное географическое положение и представляет интерес для мировых лидеров в качестве отправного пункта по продвижению политики в Средней Азии. Ситуация в ИРА может быть выгодна блоку НАТО тем, что ближайшие к республике государства, такие как Узбекистан, Иран, Таджикистан, Кыргызстан, Россия и Китай вынуждены акцентировать свое внимание на ее территориях, дислоцировать вооруженные силы ближе к ее границам для предотвращения террористических атак и транспортировки наркотиков. Как следствие, снижается внимание правительств перечисленных стран на более важных экономических проблемах.

На территории Республики Афганистан с 2001 года интересы Запада отстаивает военный контингент США. Его целью было объявлено уничтожение терроризма, однако, судя по сегодняшней обстановке, достичь ее не удалось. Наоборот, спустя 10 лет после начала операции «Несокрушимая свобода» количество боевиков по всему миру увеличилось в несколько раз, что привело к ряду вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке. И вряд ли можно ссылаться на нехватку вложенных Пентагоном в войну средств или недостаточное количество отправленных в ИРА солдат, т.к. официально война обошлась Вашингтону в 822 млрд долларов (но даже западные эксперты считают, что эти цифры занижены), а с 2010 по 2013 гг. на территории Афганистана было порядка 150 тысяч военнослужащих армии США (в это время стоимость одного года в ИРА составляла, по данным правительства, почти 100 млрд долларов).

Основным врагом Соединенных Штатов в Афганистане было признано движение Талибан. После теракта 11 сентября, за который талибы взяли ответственность, американцы заявили о решимости стереть с лица земли сторонников запрещенной во многих странах группировки. Но и эта задача оказалась нерешенной. Талибы установили контроль практически на всей афганской территории и смогли дать американцам решительный отпор. Боестолкновения проходили на афгано-пакистанской границе, боевики атаковали Кабул и военные базы США. Талибан считал (и считает до сих пор), что воюет с оккупантами, и это послужило мотивирующим толчком для всех участников движения. В результате вооруженные силы Пентагона завязли в Афганистане: у них не было возможности даже передвигаться по стране. Американцы вели позиционную войну и из нападавших стали защищающимися.

Стоит отметить, что во время ведения боевых действий в ИРА постепенно наращивался поток наркотиков. За все годы присутствия вооруженных сил США в республике увеличилось производство героина и крэка в 40 раз. В среднем в год в Афганистане производится 400 тонн героина. Весь этот объем уходит на экспорт по разным каналам. По данным международных организаций, из Афганистана через территории Таджикистана, Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана в Европу ежегодно провозятся тонны наркотиков. Точные цифры не известны, однако существуют данные, что через Киргизскую Республику зелье провозится по тайному маршруту, называемому «Северным транзитом».

Соединенные Штаты знали о таком положении дел: 2 года назад стало известно, что программы Агентства США по международному развитию (USAID), направленные на сокращение посевов опиумного мака в Афганистане, на деле способствовали росту производства наркотика. Об этом говорилось в квартальном отчёте специального генерального инспектора по вопросам восстановления Афганистана (SIGAR), представленном конгрессу США. Кроме того, в документе опровергались заявления американских официальных лиц о том, что опиумный мак выращивается преимущественно на территориях, подконтрольных движению Талибан. По мнению экспертов, закрывая глаза на рост наркотрафика, американцы покупали лояльность местных элит.

Ведущий эксперт Центра военно-политических исследований российского МГИМО Михаил Александров считает, что изначально США и не собирались бороться с наркотиками в Афганистане. Наоборот, наркотрафик в Центральную Азию их вполне устраивал. Того же мнения придерживаются многие военные специалисты: даже сейчас для США главное – закрепить военное присутствие в ИРА, находящейся в непосредственной близости от Ирана, Китая и южных рубежей бывшего СССР.

При этом неэффективность американской стратегии борьбы с наркотиками — это лишь одна из составляющих более масштабной проблемы. По предварительным оценкам SIGAR, более 10% средств, выделенных на Афганистан за прошедшее десятилетие ($126 млрд), расходуются нецелевым образом. Не исключено, что это позволяет спецслужбам Штатов пополнять свой «черный фонд», откуда они берут средства для проведения секретных операций. В том числе и для подготовки террористов, экспортируемых в любые точки земного шара.

Этим объясняется рост числа боевиков в регионе. Данные о причастности спецслужб США к доставке ИГИЛ в северные районы Афганистана в целях дестабилизации ситуации на южных границах СНГ, а в перспективе — и в странах Центральной Азии появились еще в сентябре прошлого года. Соединенные Штаты обучают боевиков на своих военных базах: в настоящий момент до 600 террористов ИГ (организация запрещена в РФ) находятся в тренировочных лагерях под Баграмом.

«Не прощаемся»

Отказавшись от былой, полной справедливого гнева риторики, американцы сегодня пожимают руки «бывшим террористам»: несмотря на продолжающиеся боестолкновения, 29 февраля американский спецпредставитель по Афганистану Залмай Халилзад подписал договор о выводе войск с руководством Талибана. Похоже, что самая продолжительная война Соединенных Штатов подходит к концу. Не к победе или поражению, а просто к финалу.

Спустя 5 месяцев, как и планировалось, первая фаза вывода войск выполнена: на территории ИРА осталось всего 8500 американских военнослужащих. Теперь у Штатов есть чуть больше девяти месяцев на то, чтобы полностью вывести свои подразделения из страны. Однако контингент США вряд ли готов полностью покинуть Афганистан. Во-первых, это означало бы, что Вашингтон признал поражение. Но уже, благодаря грамотной дипломатии, удалось договориться с талибами о продлении срока вывода вооруженных сил. В перспективе, США планируют согласовать с радикалами присутствие на территории республики хотя бы нескольких батальонов. Во-вторых, американцы затратили 86 млрд долларов на создание лояльной им правительственной армии, полиции и поддержание других сил безопасности в республике, а также около 137 млрд долларов на проекты по «восстановлению страны» (хотя ИРА до сих одна из беднейших стран мира). Благодаря таким вливаниям в афганскую экономику, союзники обеспечили себе марионеточную власть в Кабуле во главе с президентом Ашрафом Гани. Однако если США покинут Афганистан, то непременно начнется свержение правительства талибами, которые публично заявляли о своих намерениях.

И в-третьих, без американских военных специалистов в тренировочных лагерях некому будет обучать новых боевиков. Поэтому в Белом доме уже заявили, что пять военных баз США в республике передадут «афганским коллегам», а вместо официальной армии на них дислоцируются части американской ЧВК «Blackwater».

По всей видимости, у Соединенных Штатов в Афганистане остается еще много невыполненных задач, поэтому говорить об их уходе все же рано. Тем не менее, хочется верить, что в результате дальнейшего взаимодействия Вашингтона с Талибаном мирное население республики получит шанс на лучшее будущее: что снизится уровень бедности, станет меньше наркозависимых, повысится средняя продолжительность жизни и уровень здравоохранения. Но не противоречит ли это достижению реальных геополитических целей Запада?..

Поделитесь новостью со своими друзьями!