До сих пор военные не могут оценить, насколько будет опасно применять в военном деле искусственный интеллект. Но в любом случае, умные машины, что самостоятельно принимают решение убить или нет человека, вселяют ужас. А новость в New Scientist о том, что дрон впервые сам принял решение и убил человека, всерьез взбудоражила общественность. Об этом сообщает «Армейский стандарт».
Так, согласно информации в журнале, в марте 2020 года турецкий боевой квадрокоптер Kargu-2 убил бойца из рядов ЛНА во время вооруженного конфликта в Ливии. В то время машина находилась в автономном режиме работы. О событии стало известно совсем недавно. Это, якобы, стало первым зафиксированным случаем в истории, когда БПЛА без приказа человека совершил убийство.
При углубленном изучении отчета ООН, пишут в издании, оказалось, что прямо об убийстве человека неуправляемым дроном речи не идет. Лишь отмечается, что дрон Kargu-2 «выследил и вступил в столкновение» с отступающими ливийскими бойцами. А вот был ли какой-то конкретный человек атакован и убит дроном - неизвестно.
К тому же, тактико-технические характеристики не очень впечатляют - это классический дрон-камикадзе и он вряд ли может нести серьезную электронику, чтобы обеспечить «высокоэффективный автономный режим». У Kargu-2 имеется автоматический режим, однако он является по сути режимом барражирующего боеприпаса: узнал цель, «захватил» ее и, обрушившись с небес, взорвался.
По мнению ведущего военного эксперта Алексея Леонкова, появления умных дронов, которые будут единолично решать убивать или нет, опасаться не стоит.
«Это из области фантастики. На самом деле беспилотники неправильно оценивают. Дело в том, что беспилотный комплекс – это сам БПЛА и еще наземная станция управления. В которой «мозги», система распознавания и, конечно, оператор. Беспилотник, утрируя, это летающая машина с «глазом» и, возможно, с системой вооружения. Более сложные беспилотники, такие, как стратегические «Глобал Хоук», у них, конечно, очень серьезные системы разведки, но и обязательно есть системы передачи данных. Такая концепция принята давно – летают только «глаза» и «уши», а «мозги» на земле. Дело в том, что для того, чтобы БПЛА сам принимал решение на поражение, нужно тот командный центр, который на земле, запихнуть в этот беспилотник. А у того же «Каргу» всего 15 кг веса», - объяснил эксперт.
И добавил, что в любом случае, окончательное решение остается за человеком-оператором, поскольку он последний подтверждает, та ли это цель, что была задана.